понедельник, 9 апреля 2012 г.


Вопрос: Видели ли вы режиссёров, выстраивающихся в очередь, чтобы снять артхаусное кино с участием кого-то из действующих футболистов, где гипер-крупным планом была бы показана его игра на поле в реальном времени? Или с участием интересной подрастающей звезды с ярким характером? Нет. Конечно, нет.
 

А вот герой фильма "Зидан: Портрет двадцать первого века" Зинедин Зидан был просто культовым, королевским; с характером, схожим с Жан-Мари Ле Пеном (французский политик - прим.ред), плевавшим на всех и вся, с несомненно величайшей, никогда ранее не встречавшейся в футболе техникой владения мячом, с причёской – нимного ни мало – брендом. Как известно, бренд должен быть "табулой расой" : нейтральным, пустым внутри, для принятия спланированного образа, который проглотит потребитель. Зидан, однако, не был пустым рекламным щитом, его лицо - не бессмысленный снимок - оно всегда было наполнено смыслом, заманчиво непостижимым, скрытым от всех, хотя мы думали, что знаем его.
 
От всех эпохальных достижений (и неудач) его карьеры – Лига Чемпионов: победный удар на поле в Глазго; Чемпионат мира 98: победный дубль головой; насмешки алжирских фанов – общее впечатление, оставленное Зиданом, было в меньшей степени результатом каких-то деталей, а скорее почти неуловимое ощущение, как, скажем, игра актёра с мерцающей импрессионистской киноплёнки, которую поставил экстраординарный человек. Настолько он был неординарный. Это факт, и я готов поспорить, вы не найдёте такого человека, который когда-либо сказал бы: "Зидан? Да, его значение переоценено". Или не испытывал что-то вроде благоговейного страха при одном упоминании его имени.
 
С его узкими глазами, с опущенной головой и испещренным морщинами лбом, Зидан всегда казался мне персонажем из спагетти-вестернов (так в 1960ые в америке называли вестерны, снятые итальянцами - прим.ред): задумчивый, молчаливый (как это часто бывает с людьми, основной способ самовыражения которых - невербальный), интенсивный, всегда убедительный, делающий свою работу таким образом, что почти невозможное, кажется будничным. Весь этот минимальный максимализм был, пожалуй, наиболее легко различим в редкой экономичности (пока не возникнет необходимость) его движений: медленный и томный, будто бы приводимый в движение вьючными животными, но в то же время негнущийся, как бамбук, способный в мгновение прибавить в скорости. Всплеск в игре этого игрока, оказывающий смертоносное для соперника влияние на игру, должен был непременно сопровождаться мелодией слайд-гитары Рая Кудера "Париж, Техас…".
 
Возможно, этот образ героя спагетти-вестерна был понятен, учитывая, что он рос в криминальном пригороде Марселя Ла Кастеллана, и там же сформировался особенно изящный, к тому же и физически крепкий стиль Зизу. Ко всему прочему, он одинаково хорошо владел обеими ногами, его удивительный контроль мяча, принятого с воздуха, ошеломляющий своей беспечностью и легкостью, крайне обостряющие, острые передачи на партнёров – то гениальное, что делало Зидана необычайно схожим с его наиболее известным земляком, носившем десятку на футболке – Платини - всего этого он добился, часами катая мяч среди алжирских эмигрантов во дворах неспокойных районов Ла Кастелланы. Зидан, просто, был идеальным игроком пятёрки (мини-футбольный термин -прим. ред), как свидетельствует известный клип на YouTube.
 
Подведя итог уже сказанному, стоит добавить, что Зидан прожил богатую событиями профессиональную жизнь, включая его величайшее достижение: три звания Лучшего футболиста мира (только бразильский Рональдо имеет столько же титулов), четыре года "обучения колдовству" в "Каннах" и "Бордо", затем пять чертовски успешных лет за Старую Сеньору, всё это для того, чтобы стать вторым галактикос, которого приобрёл Флорентино Перес для "Мадрида". Вот когда футбольный гений Зизу засиял особенно ярко в период блеклой игры команды (несмотря на успех в Лиги Чемпионов в год столетия Королевского клуба), ознаменовавшийся тяжёлой, гнетущей атмосферой в раздевалке команды. Это привело к уходу полузащитника "Реала" Клода Макелеле и долгому поиску своей игры на протяжении нескольких сезонов в Ла Лиге.
 
Что же было на международном уровне? Помните широкие плечи как у Атласа, держащего Землю, ноги, "привязывающие" к себе мяч, сила и мускулы, видение поля как бы с высоты птичьего полета – расцвет всех этих качеств на Евро-96, предвестнике его бенефиса в игре с будто бы "зомбированной" Бразилией на "Стад де Франс" в финале Чемпионата Мира 98? А те великолепные, исполненные со стальными нервами пенальти в победных для Франции четверть- и полу-финалах на Евро-2000? А забитые с незалеченной травмой пенальти и штрафной в ворота Англии на последних минутах на Евро-2004? А также признание Зидана как лучшего игрока турнира на Чемпионате Мира в 2006 году – ни что иное, как награда за ту силу, что "тащила" весьма посредственную сборную Франции до финала (подтверждением этому служат забитые им пенальти в полуфинале и финале). Свою последнюю игру в качестве профессионального игрока на международной арене Зидан преждевременно закончил в финальном матче с итальянцами справедливым, "сокрушительным" ударом головой в грудь Матерацци.
 
И все эти события были прожиты, кружась с мячом, извиваясь над ним, танцуя с ним и играя в знаменитую "рулетку" Зидана, при этом без потери мяча и без потери того тонкого чувства, заставляющего его товарищей по команде играть, при этом не грубя и не повышая голоса.
 
Если футбол - это балет рабочих мужчин, то Зидан в нём был, несомненно, Нижинским (русский танцовщик и хореограф - прим.ред).
 
 
 
Представляем вашему вниманию два фильма про Зинедина Зидана.
 
Первый - упомянутый выше "Зидан: Портрет двадцать первого века".
 
Полуторачасовой фильм режиссёров Дугласа Гордона и Филлипа Парреньо – нечто среднее между спортивной документалистикой и арт-хаусом. Фильм представляет собой видео-отчёт игры Зидана в матче "Реала" с "Вилльяppеалом" на "Сантьяго Бернабеу" 23 апреля 2005 года. 17 синхронизированных между собой 35мм и HD-камер были сфокусированы на Зидане, начиная с момента ввода мяча в игру и заканчивая моментом, когда француз был удалён с поля.
 
 
 
 
Второй - "Зинедин Зидан - Исключительная судьба". 
 
72 минуты эксклюзивного видео - исключительные кадры, показывающие нам сферу личной жизни Зидана, которые сняты в течение всех последних месяцев.
 
О Зидане говорят Дэвид Бекхэм, Алессандро Дэль Пьеро, Самир Насри, Патрика Виейра, Рафаэль Надаль, Янник Ноа, Джамель Деббуз, Кристоф Дюгарри, некоторые из близких родственников и друзей, что делает этот незаурядный документальный фильм уникальным.
 
Выпущено: Франция, Studio Canal+
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий